13:23 Прокуратура сообщает | |
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления Во исполнение ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 732 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления. Названные требования впервые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности для организаций отдыха детей и их оздоровления. Выделяются объекты (территории) нестационарного и стационарного типов. Последние представляют собой комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений, прочно связанных фундаментом с землей и имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), прочно связанные фундаментом с землей, обособленные помещения или группы помещений. Для объектов стационарного типа предусмотрены, в том числе оснащение системой тревожной сигнализации для вызова экстренных оперативных служб, периодический обход (не реже 4 раз в сутки) и осмотр зданий (строений, сооружений). Установлен порядок проведения плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов. Срок проведения проверки не может превышать 5 рабочих дней. Предусмотрен порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности, на полученную информацию. Так, при обнаружении угрозы совершения террористического акта, получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения или при совершении террористического акта должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории) нестационарного типа, либо уполномоченное им лицо, обеспечивает информирование по единому телефону «112» или иным доступным способом экстренных оперативных служб. Также утверждена форма паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности возлагается на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах. За нарушение требований к антитеррористической защищенности либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предусмотрена административная ответственность для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Внесены изменения в закон «О противодействии коррупции» 17 марта 2022 года вступит в силу Федеральный закон от 06.03.2022 №44-ФЗ, в соответствии с которым Федеральный закон «О противодействии коррупции» будет дополнен статьей 8.2. Согласно внесенных изменений, в случае, если в ходе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах и имуществе лица, на которого возложена обязанность по предоставлению сведений о доходах и расходах, получена информация о том, что в течение года, предшествующего отчетному на его счета и счета супругов и несовершеннолетних детей поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и два предшествующих года лица, осуществляющие такую проверку, будут обязаны истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения денежных средств. В случае непредставления проверяемым лицом сведений, подтверждающих законность получения дохода или представления недостоверных сведений материалы проверки в трехдневный срок направляются в органы прокуратуры. В целях реализации полномочий на проведение проверки законности получения доходов прокуроры будут наделены полномочиями по направлению запросов в федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации с целью получения имеющихся у них сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера проверяемых лиц, их супругов и несовершеннолетних детей, а также об источниках поступления денежных средств на их счета в банках и иных кредитных организациях. Руководители органов и организаций, получившие указанный запрос прокурора, будут обязаны организовать его исполнение и представить в установленном порядке запрашиваемую информацию. После завершения проверки органы прокуратуры получат право на обращение в суд с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации денежной суммы, в отношении которой не получены достоверные сведения, подтверждающие законность получения средств, если размер взыскиваемой суммы превышает 10 тыс. рублей. Имеются ли особенности привлечения к трудовой деятельности бывших государственных или муниципальных служащих? Что грозит работодателю в случае их несоблюдения? В соответствии с требованиями ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового либо гражданско-правового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после их увольнения со службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы. Соответствующие Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29. Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности влечет привлечение к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей; на должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Какие преступления являются коррупционными? Коррупционное преступление – общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы той или иной, прежде всего государственной службы и выражается в противоправном получении государственным (муниципальным) служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ. Коррупция в современных условиях практически лишает возможности успешного экономического развития, ставит под вопрос выполнение государственных бюджетных обязательств, тем самым способствуя росту социальной напряженности. Коррупция проявляется во взяточничестве либо злоупотреблении. Понятие коррупции охватывается такими видами правонарушений, как коррупционный протекционизм, коррупционный фаворитизм и коррупционный лоббизм. Широкое распространение в качестве способа коррупционной наживы получило хищение бюджетных средств. С целью своевременного реагирования на стремительно изменяющуюся ситуацию и появление новых коррупционных проявлений Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, которым предусмотрена комплекс мер всех органов, некоммерческих организаций, направленных как на предупреждение, так и пресечение коррупции, её последствий. Коррупционные преступления выявляются по результатам мониторинга СМИ, рассмотрения обращений граждан, должностных лиц, общественных организаций, результатов деятельности кадровых служб органов власти при проверке соблюдения: деклараций о доходах, антикоррупционных стандартов, оценке коррупционных рисков, ситуаций конфликта интересов. Выявляются коррупционные преступления в ходе надзорной деятельности прокуратуры. Выявление коррупционных преступлений является приоритетным направлением в деятельности оперативных служб полиции, ФСБ. Возбуждение, расследования уголовных дел, привлечение к уголовной ответственности, назначение наказания, его исполнение является самым эффективным способом пресечения коррупционных преступлений. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) не содержит конкретную главу о коррупционных преступлениях. Это и ст. 201 (Злоупотребление полномочиями) УК РФ; ст. 204 (Коммерческий подкуп) УК РФ; ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ; ст. 289 (Незаконное участие в предпринимательской деятельности) УК РФ; ст. 290 (Получение взятки) УК РФ; ст. 291 (Дача взятки) УК РФ; ст. 291.2 (Мелкое взяточничество). Совместным указанием Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации предусмотрен перечень статей УК РФ о преступлениях коррупционной направленности. Так, к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие признаки: – непосредственное нанесение вреда авторитету государственной власти, государственной и муниципальной служб; – незаконный (противоправный) характер получаемых государственным служащим или иным публичным служащим каких-либо благ (в том числе имущества, услуг или льгот); – использование виновным своего служебного положения вопреки интересам государства, общества или соответствующей службы; – обладание совершившим коррупционное преступление лицом признаками должностного лица; – наличие у виновного умысла на совершение действия (акта бездействия), объективно причиняющего ущерб интересам государственной власти, публичной службы; – наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности. По категориям преступлений основные составы: – к тяжким – ст. 201.1, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1 УК РФ, – к преступлениям средней тяжести – ст. 184, 188, 291.1 УК РФ. – к преступлениям небольшой тяжести – ст. 141.1, ст. 200.5, 204, 204.1, 204.2, ст. 289, 290, 291, 291.2 УК РФ. Предварительное расследование в соответствии со ст. 150, 151 УПК РФ по делам коррупционной направленности производится как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания: – предварительное следствие: ст. 141.1, 184, ст. 200.5, 201.1, 204, 204.1, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ; – дознания: ст. 204.2 УК РФ. Наказание и иные средства уголовно правового характера (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6 УК РФ) за совершение коррупционного преступления различны. Максимальное наказание – лишение свободы сроком на 15 лет, штраф 100- кратный сумме взятки. К средствам, дополняющим уголовное наказание, относятся: судимость, конфискация имущества, возмещение ущерба. УК РФ не только содержит нормы о наказании, но и предупреждает гражданина о последствиях нарушения установленной нормы. То есть дает выбор: соблюдать действующее законодательство – или понести уголовную ответственность за его нарушение. Даже при совершенном преступлении коррупционной направленности, гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности или от наказания полностью или частично при условиях, установленных в УК РФ: если лицо, давшее взятку, посредник во взяточничестве активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, и добровольно сообщило о совершении преступления в орган, имеющий право возбудить уголовное дело. Определен механизм контроля за законностью получения денежных средств должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления С 17.03.2022 вступил в законную силу Федеральный закон от 06.03.2022 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции», определяющий правовой механизм обращения в доход государства средств государственных и муниципальных служащих, в отношении которых не представлены сведения о законности их получения. Федеральный закон «О противодействии коррупции» дополнен статьей 8.2, обязывающей лиц, проводящих проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, при установлении сведений о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений, на счета государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств. Законом предусмотрено обязательное направление материалов в органы прокуратуры в случае непредставления проверяемым лицом сведений, подтверждающих законность получения этих денежных средств, представления недостоверных сведений, а также увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица для проведения соответствующей проверки. При наличии оснований денежная сумма в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не получены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения, будет взыскана в судебном порядке в доход Российской Федерации. В целях реализации указанных положений законодательства в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» внесены изменения, предусматривающие полномочия прокуроров по истребованию в банках и (или) иных кредитных организациях соответствующей информации и документов. Подписан Указ о внедрении информационных технологий в работу по профилактике коррупционных правонарушений Указом Президента РФ от 25.04.2022 N 232 утверждено положение о государственной информационной системе в области противодействия коррупции, она получила название "Посейдон". В системе "Посейдон" содержится информация, предоставляемая в случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также информация о соблюдении (несоблюдении) ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования, в том числе персональные данные этих лиц. Система создана для информационно-аналитического обеспечения деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе для проведения с использованием IT-технологий анализа и проверок на соблюдение ограничений, запретов и требований в этой сфере. Передавать необходимую информацию в систему "Посейдон" должны будут федеральные органы власти, руководство российский регионов и территории Сириус, Центробанк, государственные корпорации и компании, государственные внебюджетные фонды, публично-правовые компании, организации, созданные Российской Федерацией на основании федеральных законов, и организации, сформированные для выполнения задач, поставленных перед федеральными госорганами. Координатором системы станет администрация президента РФ, оператором - Федеральная служба охраны. Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Внедрение цифровых технологий в жизни общества помимо положительных аспектов, имеет и негативную (криминогенную) сторону. Информационно-телекоммуникационные технологии (далее - ИТТ) преимущественно используются при совершении преступлений против собственности, а также в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Уязвимость внедряемых в финансово-кредитную сферу инновационных технологий и их активное применение на практике эксплуатируют мошенники, совершая посягательства на имущество граждан и организаций на принципиально новой высокотехнологичной основе. Государство на законодательном уровне реагирует на сложившуюся обстановку. Так, федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» усилено наказание за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств до 6 лет лишения свободы. При этом уголовная ответственность наступает не только за совершение хищений с использованием банковских карт (их реквизитов и контрольной информации), но и иных электронных средств платежей. Принятие Федерального закона от 27 июня 2018 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств» и запуск специальных автоматизированных систем Банка России расширили возможности кредитных организаций по выявлению и блокированию транзакций, имеющих признаки перевода денежных средств без согласия клиента. В интегрированный банк данных федерального уровня Главного информационно-аналитического центра МВД России введен в эксплуатацию модуль «Дистанционное мошенничество». Анализ содержащейся в базе данных информации свидетельствует о возможности установить сведения о причастности уличенного в совершении преступления лица к совершению иных преступлений в сфере ИТТ с использованием им тех же номеров телефонов, банковских карт, адресов используемых сайтов и т.д. Таким образом, при установлении лица, совершившего хотя бы один преступный эпизод с использованием тех же средств, возможно, отследить и иные совершенные им преступления в любом регионе страны. Преступления, совершаемые с использованием информационно-коммуникационных технологий. Развитие технологий в современном мире обуславливает их проникновение во все сферы общественной жизни. Этим пользуются не только добросовестные пользователи коммуникационных сетей, но и злоумышленники, преследующие различные противоправные цели, в том числе личное обогащение. Повсеместно регистрируются преступления, связанные с хищением денежных средств из банков и иных кредитных организаций, у физических и юридических лиц, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, ответственность за которые в зависимости от способа хищения предусмотрена ст. ст. 158, 159, 159.3, 159.6 УК РФ. Мошенники используют разные способы обмана людей в интернете от спама до создания сайтов-двойников. Цель злоумышленников — получить персональные данные пользователя, номера банковских карт, паспортные данные, логины и пароли. Просим принять во внимание, что сотрудник банка не имеет право спрашивать пароль от карты и уж тем более, его нельзя никому сообщать. Чтобы не стать жертвой подобной аферы, достаточно позвонить в банковскую организацию по телефону, указанному на официальном сайте или на обороте карты. Уточните у оператора, действительно ли кто-то пытается снять деньги, и сообщите номер телефона мошенников. Также, в связи со сложной эпидимиологической ситуацией во всем мире граждане чаще стали использовать покупки различных товаров через интернет-сайты, однако, данной ситуацией используя корыстные мотивы, активно пользуются злоумышленники. В связи с чем, призываем Вас к внимательности при осуществлении интернет-покупок. Акцентируйте внимание на том, чтобы при входе на сайты было установлено защищенное соединение https. О подобных фактах следует незамедлительно сообщать в правоохранительные органы, в первую очередь – в полицию. Такие сообщения тщательно проверяются в целях установления лиц, причастных к преступной схеме, и их привлечения к уголовной ответственности. Разъяснение законодательства о преступлениях, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий В последнее десятилетие в Российской Федерации хищения с использованием средств связи набирают стремительные обороты. Законодатель, пытаясь сдержать рост указанного вида хищений, реагирует на данную ситуацию. Это подтверждается теми изменениями, которые вносятся в уголовное законодательство. Так, Федеральным законом от 23 апреля 2018 года часть 3 статьи 158 и часть 3 статьи 159.3 УК РФ были дополнены особо квалифицирующим признаком: «деяния, совершенные с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств». Кроме того, ужесточена санкция за мошенничество с использованием электронных средств платежа: арест на срок до четырех месяцев заменен на лишение свободы на срок до трех лет. Подчеркивая общественную опасность преступлений, предусмотренных за мошенничество с использованием электронных средств платежа и в сфере компьютерной информации, законодатель снизил пороговое значение крупного размера с одного миллиона пятисот тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей, особо крупного – с шести миллионов рублей до одного миллиона рублей. Все рассматриваемые хищения денежных средств с банковских счетов граждан, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, можно разделить на две основные группы: 1) бесконтактные, то есть совершаемые без личностного контакта субъекта с потенциальным потерпевшим (преступления, в которых субъект не контактирует с потерпевшим); 2) контактные, то есть совершаемые посредством установления личностного контакта субъекта с потенциальным потерпевшим (например, путем телефонного звонка или SMS-сообщения). Также хищения денежных средств можно разделить на следующие виды, это когда: - субъект осуществляет телефонный звонок от лица вымышленных сотрудников банка или службы безопасности и сообщает о необходимости предоставления информации о номере карты, ее владельце, сроке действия, трехзначном коде, указанном на оборотной стороне карты, в связи с «проведением профилактических работ», «блокированием карты по подозрению в попытке хищения денег» и т.п.; - субъект просит предоплату за товар или услуги в Интернете; - субъект сообщает о выигрыше; - субъект осуществляет телефонный звонок лицу и сообщает, что у его родственника (знакомого) проблемы, например, попал в ДТП, совершил правонарушение и т.п., и предлагает «решить проблему» с помощью внесения на счет злоумышленника определенной денежной суммы. Следует отметить, что число указанных противоправных деяний продолжает увеличиваться. Высокая степень общественной опасности таких преступлений подтверждается их спецификой - совершить их могут лица, обладающие специальными знаниями и использующие технические средства именно в криминальных целях, что приводит к нарушению не только права собственности, но и банковской тайны. | |
|