13:22 Прокуратура сообщает | |
Об ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним В административном и уголовном законодательстве закреплена ответственность за продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетним. В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от22.11.1995 № 171- ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания несовершеннолетним не допускается. Предусмотрено, что в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст этого покупателя. Ответственность за неисполнение вышеуказанного требования предусмотрена статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и статьей 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Так, частью 2 пункта 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, предусматривающая штрафные санкции для граждан (продавцов) до 50 тыс. рублей, на должностных лиц (директор магазина) до 200 тыс. рублей; а для юридических лиц до 500 тыс. рублей. Уголовная ответственность по статье 151.1 УК РФ наступает в случаях розничной продажи несовершеннолетним алкогольной продукции, совершенной неоднократно. Под розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Санкция предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 6 месяцев либо исправительных работ на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Родители ответственны за жизнь и здоровье своих детей С приходом в регион теплой погоды, к сожалению, стали регистрироваться несчастные случаи с малолетними детьми. Так, на днях в областном центре выпал из открытого окна квартиры, расположенной на 5 этаже, полуторагодовалый малыш (находится в больнице). Дети дошкольного возраста в большей мере подвержены бытовым травмам (ожоги, падение с высоты, утопление, отравления, поражение электрическим током, удушье). Родителям следует быть более внимательными, предусмотрительными к своим детям и к обстановке, в которой они находятся, не оставлять детей без присмотра. Школьники ведут более активный и самостоятельный образ жизни, в силу чего больше травмируются, катаясь на велосипедах, роликах, электросамокатах и т.п. В целях сохранения жизни и здоровья детей родителям необходимо принять дополнительные меры по обеспечению безопасности своих детей (ограничить доступ детей к открытым окнам, емкостям с горячими жидкостями, включенным электроприборам и т.п.), разъяснить им правила безопасного поведения на улице, игровых площадках, водоемах, при обращении с животными, а также на проезжей части, при катании на велосипедах и других устройствах. Ответственность за жизнь и здоровье детей возложена действующим законодательством на родителей. Так, в силу статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. За ненадлежащее исполнение родительских обязанностей статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Прокуратура разъясняет права и обязанности несовершеннолетних Детьми по российским законам считают всех граждан до 18 лет. Базовые права ребенка закреплены в Конституции Российской Федерации и в Семейном кодексе Российской Федерации. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. С младенчества дети обязаны слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание, соблюдать правила поведения дома, в общественных местах, образовательных учреждениях. По мере взросления ребенок приобретает дополнительные права, а круг его обязанностей расширяется. С 6 лет у детей добавляются права совершать мелкие бытовые сделки, такие как покупка продуктов, одежды, книг, канцелярских товаров и других вещей по относительно невысокой стоимости. Главной обязанностью детей и их родителей по достижении ребенком возраста 6 лет и 6 месяцев является получение им основного общего образования. По общему правилу каждый ребенок должен отучиться в школе 9 классов. За учебой детей обязаны следить родители. Семейным кодексом Российской Федерации закреплено право ребенка выражать свое мнение. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Например, изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия. В 14 лет ребенок получает паспорт и ряд других новых «взрослых» прав. С этого возраста дети могут зарабатывать свои первые деньги на законных основаниях. Право на труд относится к конституционным правам. Работать разрешено в свободное от учебы время (например, во время каникул). Для этого потребуется согласие одного из родителей. Работать разрешается не более 4 часов в день. С каждым последующим годом продолжительность рабочего времени для детей постепенно увеличивается. С 16 лет в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей ребенок может быть эмансипирован, то есть получить все права 18-летнего, по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда. Эмансипированный подросток сможет сам подписывать контракты и договоры, покупать и продавать квартиру и совершать другие важные сделки без согласия родителей. Но эмансипация не только гарантирует определенные права в принятии решений, но и накладывает на него дополнительную ответственность. С этого момента ребенок самостоятельно отвечает за последствия своих решений, а с его родителей снимаются все обязательства. Даже несмотря на высокую личную ответственность и самостоятельность, эмансипированный подросток не сможет водить машину, участвовать в выборах, покупать алкоголь или получать разрешение на оружие вплоть до совершеннолетия. Учиться вождению автомобиля разрешено с 16-летнего возраста, сдать экзамен на право управления транспортным средством - с 17 лет, при этом получить водительское удостоверение - только с 18 лет. В 17 лет мальчики обязаны встать на воинский учет и получить приписное свидетельство. Таким образом, с возрастом у ребенка растет перечень доступных прав и обязанностей. Пропорционально увеличивается ответственность за проступки. Дети несут ответственность за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения по достижении ими возраста 11 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Уголовной ответственности подлежат подростки, достигшие возраста 14 лет, но пока только за отдельные преступления, такие как убийство, кража, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и некоторые другие. По достижении возраста 16 лет подростки подлежат административной и уголовной ответственности за совершение всех видов правонарушений и преступлений, но с соблюдением специального порядка. Школьники, получающие пенсии по потере кормильца, не утратят право на социальную доплату к пенсии в случае временного трудоустройства Федеральным законом от 16.04.2022 № 113-ФЗ внесены изменения в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи». В соответствии с внесенными изменениями, школьники, получающие пенсии по потере кормильца, не утратят право на социальную доплату к пенсии в случае временного трудоустройства. Действующим законодательством предусмотрено правило, согласно которому социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы или иной деятельности, в течение которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с принятым законом данное правило не применяется к детям, к детям-инвалидам, инвалидам с детства, обучающимся в образовательных организациях (но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет), в случае временного трудоустройства или участия в общественных работах, по направлению государственной службы занятости. Об особенностях совершения сделок по отчуждению имущества несовершеннолетнего Гражданская дееспособность, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, как правило, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, по достижении возраста 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ). Исключение составляют случаи приобретения полной дееспособности в результате вступления в брак до достижения 18 лет либо эмансипации, то есть объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 ГК РФ). В связи с тем, что дееспособность несовершеннолетних ограничена, сделки по отчуждению имущества несовершеннолетнего имеют определенные особенности (ст. ст. 26, 28 ГК РФ). За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), совершать сделки от их имени могут только их родители, усыновители или опекуны (п. 1 ст. 28 ГК РФ). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (п. 1 ст. 26 ГК РФ). Исключение составляют сделки, которые несовершеннолетние могут совершать самостоятельно. К таким сделкам относятся, в частности: 1) для малолетних в возрасте от 6 до 14 лет: мелкие бытовые сделки (например, дарение недорогой игрушки); сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения; 2) для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет: распоряжение своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществление прав автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (например, заключение договора отчуждения исключительного права на результат своей интеллектуальной деятельности); внесение вкладов в кредитные организации и распоряжение ими; совершение мелких бытовых сделок и сделок, которые могут совершать малолетние. Законные представители несовершеннолетних, их супруги и близкие родственники не вправе совершать с несовершеннолетним сделки по отчуждению его имущества, то есть не могут быть приобретателями (например, одаряемыми, покупателями) имущества несовершеннолетнего. К близким родственникам относятся родители и дети, дедушка, бабушка и внуки, а также полнородные и неполнородные братья и сестры (п. 3 ст. 37 ГК РФ; ст. 14, п. 3 ст. 60 СК РФ). Также запрещено дарение от имени малолетних их законными представителями, за исключением обычных подарков стоимостью не более 3000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Усилена уголовная ответственность за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних С 17 марта 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 06.03.2022 № 38-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Названным Федеральным законом расширен перечень отягчающих обстоятельств, в случае совершения преступления в отношении несовершеннолетнего. Таким обстоятельством будет являться совершение преступления лицом, на которое возложены обязанности по содержанию, воспитанию, обучению и (или) защите прав и законных интересов несовершеннолетнего, либо лицом, проживающим совместно с несовершеннолетним, либо лицом, чья трудовая деятельность связана с несовершеннолетними. Кроме того, усилена ответственность за понуждение к действиям сексуального характера, совершенное в отношении несовершеннолетнего, в частности, с использованием СМИ либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Устанавливается ответственность за заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений, совершенных в отношении детей до 14 лет. Наказание за такое преступление составит до 1 года лишения свободы. Уточнены особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля. В частности, допрос несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также несовершеннолетних, имеющих физические или психические недостатки, проводится с обязательным участием педагога или психолога. Обязательность участия педагога или психолога при допросе свидетелей или потерпевших в возрасте от 16 до 18 лет устанавливается по усмотрению суда. Также отмечается, что допрос несовершеннолетнего в возрасте до 7 лет не может продолжаться без перерыва более одного часа, от 7 до 14 лет – более двух часов, старше 16 лет – более четырех часов. Антитеррористическая защищенность объектов спорта Постановлением Правительства РФ от 28.01.2019 N 52 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства спорта Российской Федерации и подведомственных ему организаций, а также формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства спорта Российской Федерации и подведомственных ему организаций" установлены требования, обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности комплексов технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, прилегающих к ним территорий, не являющихся объектами спорта, правообладателями которых являются Минспорта России и подведомственные ему организации. Указанные требования не распространяются: на объекты (территории), подлежащие обязательной охране Росгвардией; на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране Росгвардией, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны; на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства РФ. Для установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности осуществляется категорирование таких объектов (территорий). Отнесение к определенной категории осуществляется с учетом степени угрозы совершения теракта, а также на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут пострадать и возможном материальном ущербе, и ущербе окружающей природной среде в результате совершения террористического акта. Также утверждена форма паспорта безопасности таких объектов (территорий). Возможно ли освобождение от ответственности за пособничество терроризму? Лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Способствование предотвращению либо пресечению преступления лица может выражаться в т.ч. в совершении каких-то определенных действий, например оказании помощи в освобождении заложников, в уговоре террористов прекратить свои действия, их разоружение, отказ в совершении посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя иностранного государства или международной организации. Какая ответственность предусмотрена за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики? В соответствии с требованиями Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» вышеперечисленные действия приравнены к экстремистской деятельности и недопустимы на территории Российской Федерации. При совершении указанных деяний виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.3 КоАП РФ, в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до четырех тысяч рублей, на юридических лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Кроме того, указанной нормой закона для граждан предусмотрено наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения. В преддверии празднования Дня Победы следует также отметить, что частью 4 статьи 13.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»). Особенности деятельности физических лиц, выполняющих функции иностранного агента В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» физическое лицо может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи). Лицо, осуществляющее указанную деятельность, обязано подать заявление в Минюст России о включении его в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию осуществлять данную деятельность, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию уведомить об этом Минюст России. После включения в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, это лицо обязано не реже 1 раза в 6 месяцев представлять в органы Минюста России отчет о своей деятельности, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Кроме того, лицо, выполняющее функции иностранного агента, обязано указывать об этом статусе при осуществлении вышеуказанной деятельности, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации. Материалы, издаваемые и распространяемые этим физическим лицом, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и распространяются физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента. Лицо, выполняющее функции иностранного агента, не может быть назначено на должности в государственных органах и органах местного самоуправления. Статьей 19.7.5-4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента обязанностей по представлению в Минюст России указанных сведений. За совершение данного правонарушения может быть назначено наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. За неуказание физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, своего статуса в случаях, предусмотренных законом предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 10 000 руб. до 30 000 рублей. | |
|